Уведомление о проведении публичных обсуждений проекта доклада о правоприменительной практике надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий ГБУ ЯО «ЦООС» за 2022 год
В соответствии со ст.47 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» ГБУ ЯО «ЦООС» уведомляет о проведении публичных обсуждений проекта доклада о правоприменительной практике надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2022 год.
Доклад о правоприменительной практике регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий за 2022 год
Доклад о правоприменительной практике надзорной деятельности подготовлен в целях доведения информации о результатах осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ), типовых нарушениях требований законодательства об ООПТ.
ООПТ являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Основными задачами ООПТ являются следующие направления: сохранение биологического и ландшафтного разнообразия, организация и проведение научных исследований, туризм и рекреация, экологическое образование и воспитание, обеспечение баланса между сохранением биоразнообразия и социально-экономическим развитием регионов. Охрана редких растений и животных на ООПТ часто является единственным способом сохранить данные виды.
С 01.01.2022 региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования ООПТ осуществляется государственным бюджетным учреждением Ярославской области «Центр охраны окружающей среды» (далее – учреждение) в отношении охраняемых природных территорий, находящихся под его управлением, и их охранных зон в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2021 № 867-п.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ в течение 2022 года на территории Ярославской области проведено 72 выездных обследования ООПТ, в ходе которых выявлено 319 нарушений требований законодательства об ООПТ.
Так, в 2022 году в ходе контрольно-надзорных мероприятий, а также мероприятий по охране ООПТ, учреждением выявлено:
- 255 фактов движения и стоянки транспортных средств в границах ООПТ,
- 24 факта несанкционированного складирования отходов в границах ООПТ,
- 8 фактов сброса сточных вод в границах ООПТ,
- 6 фактов вырубки и повреждения деревьев и кустарников в границах ООПТ,
- 10 фактов строительства и эксплуатации объектов в границах ООПТ.
В последнее время увеличилось число выявленных фактов незаконного возведения объектов капитального строительства на размежеванных в ООПТ участках. Причиной таких нарушений, в большинстве случаев, является отсутствие в правоустанавливающих документах сведений об обременении или ограничении прав собственников в связи с нахождением их земельных участков в границах ООПТ, упрощенный порядок оформления прав граждан в рамках «дачной амнистии».
В настоящее время сведения о границах всех ООПТ Ярославской области внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Информационный ресурс Росреестра «Публичная кадастровая карта» дает необходимые сведения о расположении объектов относительно границ ООПТ в графической форме. Информация о расположении ООПТ также имеется в составе Генеральных планов поселений.
Учреждение рекомендует природопользователям обратить внимание на наиболее часто встречающиеся случаи нарушений обязательных требований законодательства об ООПТ, принять необходимые организационные меры с целью недопущения фактов правонарушений.
В целях профилактики правонарушений на сайте учреждения в разделе «Контроль (надзор) на ООПТ» (https://yarecologia.ru/nadzoroopt/dokumenty/) размещены ссылки на нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается учреждением при проведении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ.
В целях предупреждения нарушений требований законодательства об ООПТ разработана программа профилактики нарушений и размещена на сайте учреждения Программа профилактики.
Кроме того, разработаны проверочные листы, представляющие собой списки контрольных вопросов и применяемые при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ Форма проверочного листа). Внедрение проверочных листов позволяет сделать проверки более прозрачными, так как предмет проверки четко определен до ее начала и известен не только государственному инспектору, но и проверяемому лицу. Применение проверочных листов также обеспечивает профилактику нарушений путем проведения природопользователями самооценки выполнения обязательных требований.
Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее – Постановление № 336), вступившем в силу 10.03.2022, установлен запрет на проведение плановых проверок до конца 2022 года, а также в 2023 году. При этом плановые проверки сохранены только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля, в рамках санитарно-эпидемиологического, ветеринарного и пожарного контроля, а также надзора в области промышленной безопасности. Проведение внеплановых контрольных мероприятий допускается лишь в исключительных случаях при угрозе жизни и причинения тяжкого вреда здоровью граждан, угрозе обороне страны и безопасности государства, а также при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такие проверки должны быть согласованы с органами прокуратуры. Внеплановые проверки также могут проводиться по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно Постановлению № 336 возбуждение дел об административных правонарушениях при нарушении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), возможно исключительно в случае, предусмотренном п.3 ч.2 ст.90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно: только в случаях выявления нарушений при проведении контрольным (надзорным) органом контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом (документарная, выездная проверка, рейдовый осмотр).
Вместе с тем, на основании пункта 10 Постановления № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, профилактических мероприятий, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных законом случаях.
В рамках проведения профилактических мероприятий в течение 2022 года учреждением в рамках проведения профилактических мероприятий объявлено 357 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
23.08.2022 внесены изменения в Постановление № 336 согласно которым, при осуществлении государственного контроля (надзора) в области охраны и использования ООПТ стало возможным осуществление взаимодействия с физическими лицами при проведении выездных обследований и в случае выявления фактов нарушений законодательства об ООПТ принятие мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности.
С учетом изложенного, до вступления в силу Постановления № 336 и после внесения в него изменений 9 физических лиц привлечены Центром к административной ответственности за нарушение требований законодательства об ООПТ по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафов на сумму 29 000 рублей.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий в 2022 году учреждением проведено 5 расчетов вреда компонентам природной среды на ООПТ на общую сумму 20 556 900 рублей.
Указанные материалы направлены учреждением в правоохранительные органы для рассмотрения и решения вопроса о возбуждении уголовных дел по ст. 262 УК РФ. На данный момент в отношении неустановленных лиц возбуждено 3 уголовных дела по ст. 262 УК РФ.
В завершении хотелось бы отметить, что для эффективной работы по предотвращению нарушений требований законодательства об ООПТ необходимо не только правильное сочетание системной профилактической работы и принятия адекватных мер реагирования, соразмерных тяжести нарушения, но и, в первую очередь, нацеленность природопользователей на соблюдение природоохранных требований.
Предложения по проекту доклада о правоприменительной практике надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий ГБУ ЯО «ЦООС» за 2022 год принимаются с 15 по 28 марта 2023 года по адресу: 150033, г.Ярославль, проезд Шавырина, д.24 (нарочным или почтовым отправлением) или по адресам электронной почты: info@yarecologia.ru; gbu.coos@yarregion.ru; sharapovaov@bk.ru.
Поданные в период общественного обсуждения предложения будут рассмотрены контрольным (надзорным) органом.